окулус | блоги | людмила кинг (lua) | кабинет психотерапевта | бюллетень номер 3. рефрейминг

Бюллетень номер 3. Рефрейминг.

У нас существуют определенные представления об окружающем мире и воспринимая его мы записываем информацию в нашу «карту мира». Каждое слово и понятие связано у нас с определенным описанием мира, если бы этого не было нам бы пришлось каждый раз оценивать мир заново. С помощью НЛП можно перекодировать негативный опыт, уже полученный человеком и когда он не может поменять свое отношение к нему.

Рефрейминг- это когда человеку предлагается взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, или в новой рамке (отсюда и термин «рефрейминг» – постановка в другие рамки). Люди оптимистично идущие по жизни, часто пользуются рефреймингом, даже не осознавая, что их способность с легкостью воспринимать неудачи, называется таким мудреным словом.

В анекдоте, абсолютно лысый человек, стоя перед зеркалом, с восхищением говорит: "Столько лет, и ни одного седого волоска!".

Вот вам шуточный пример саморефрейминга. :)

Слова – магичны, это первое что создал Бог и оказывают на наш организм большое влияние. Вот отрывок из книги «Магические слова» К.Бессер-Зигмунд.

«Для организма слова являются тем, что они субъективно значат для каждого человека. А иначе как маленькие черные буквы могут заставить капать слезы на страницу романа или приводить в движение мышцы, отвечающие за появление улыбки? …слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого с прежней силой эмоций и телесных реакций.

Мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Большое влияние имеет значимость того или иного слова для человека. Обычно я спрашиваю: "Когда вы представляете себе это слово на листке бумаги - в каком виде оно предстает перед вами? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные?". В ответах отражаются, по большей части, субъективные переживания, вызываемые словом.

Например, у большинства людей слова или имена, внушающие страх, появляются перед мысленным взором в виде больших темных или черных печатных букв. У многих взрослых проблемное слово всплывает написанным в традициях начальной школы: по-детски аккуратно, причем сегодня почерк у человека совсем иной. Не менее показательны и рассказы о звучании отдельных слов, которые улавливает наш внутренний слух. Разное воздействие оказывает и внешний вид слов. Округлые формы вызывают, как правило, более приятные эмоции, нежели угловатые.

Цветные слова вызывают спокойные и позитивные реакции. Стрессовое слово может с помощью пяти наших чувств перекодироваться в соответствии с нашими индивидуальными желаниями. Важно, чтобы при поисках оптимального изображения слов вам в голову приходило как можно больше идей, дайте возможность своей фантазии рассмотреть и проработать некоторые подсказки, которые в дальнейшем смогут вам помочь. Пусть вами руководит стремление превратить стрессовое слово в магическое.

Вот последовательные этапы создания магических слов.

Определите проблему.

Составьте список стрессовых слов, относящихся к данной проблеме.

Остановитесь пока на ключевом слове проблемы.

Каким вам видится это слово?

Создайте для своего слова новый эмоциональный опыт:

как должно быть написано слово? как должно оно звучать? как вы должны его ощущать? какие другие особенности имеются?

создайте для себя различные импульсы («зацепки», которые в последующие две недели будут напоминать о вашем магическом слове.

Это могут быть: наклейки; картина, на которой вы изобразите свое магическое слово; прочие зацепки, например: драгоценность, шариковая ручка или любимые духи.Очень часто освобождающий эффект дает о себе знать неожиданно и непосредственно. Но, как бы то ни было, вы должны дать своему мозгу две-три недели времени, чтобы он мог запечатлеть этот новый импульс на органическом уровне”.

Итак, рефрейминг- это по сути работа с негативными мыслями, когда собеседнику предлагается взглянуть на проблему с другой точки зрения.

"Проблема сводится к виду «Я испытываю (неприятное чувство), когда..." и тогда мы делаем переформирование смысла , либо к виду: "Я слишком...", и тогда можно сделать переформирование контекста.

При рефрейминге смысла, суть переформировывающей фразы - "Это означает...".

При рефрейминге контекста мы переформирование можем начинать со слов "Зато...".

Часто выручает юмор:

- Я уже месяц не могу добраться до зубного.

- Зато и он не может добраться до вас.

(но это в качестве шутки).

Помимо рефрейминга смысла и контекста есть и другие способы преформирования. Например, техника буквального рефрейминга предполагает оформление проблемной ситуации в виде картины, а затем помещение данной картины в различные рамки.

У Сергея Горина есть пример буквального рефрейминга, когда проблема сводится к одной простой фразе и затем помещается в неоконченные предложения. Техника замечательно работает с детьми, и, как оказалось, и со взрослыми. По крайней мере, хотя бы на время серьезно относиться к своей проблеме не может даже взрослый человек.

Судите сами. Я узнал, что у одной девушки существует проблемная ситуация: после работы она приходит домой уставшая и потом ей приходится мыть посуду. А сын никогда не моет посуду и это ее очень раздражает.

Мы свели проблему к фразе 'Мой сын никогда не моет посуду'. А дальше я взял контексты для буквального рефрейминга у Горина. Я зачитывал начала фраз, а девушка должна была каждый раз заканчивать фразой 'Мой сын никогда не моет посуду'. Например:

Хор ветеранов поет:… Мой сын никогда не моет посуду!

Женщина упала в лужу, лежит и говорит: … Мой сын никогда не моет посуду!

Надпись на могильной плите: …

Начало речи президента…

Пароль для шпиона...

И так далее, в книге Горин приводит 50 таких фраз, но уже после двух- трех , девушка произносила свою фразу громко смеясь. Конечно, проблема не ушла, но изменить к ней отношение хотя бы на время удалось.

После такой же процедуры с проблемой своего сына, я спросил у него: 'Ты теперь сможешь серьезно относиться к этой ситуации?', он ответил со смехом 'Нет!'.

**

В качестве примера переформирования мнения при помощи рефрейминга, приведу выдержки из домашнего задания одной из групп:

Группе было предложено такое задание:

Исходя из приемов сегодняшнего урока, попробуйте составить переформировывающие фразы (рефрейминг) на негативные убеждения:

" Я слишком толстый" и "Я чувствую раздражение, когда шумят дети"

И один из ответов, с применением техники рефрейминга:

"Я слишком толстый"

• зато я могу есть все, что хочу и не волноваться о своей фигуре.

"Я чувствую раздражение, когда шумят дети"

• но лучший способ отдохнуть, это забыть про работу и отвлечься. А что может быть лучше, как не поиграть с детишками и самому вспомнить детство, посмеяться и расслабиться. Тогда и шум не будет раздражать, потому что я его сам буду производить.

Еще несколько практических приемов рефрейминга:

Ирина:

Привет всем одногрупникам!

Моя попытка выполнить задание на рефрейминг смысла.

1.У меня очень кривые ноги,зато я лучше всех пою.

У меня очень кривые ноги, зато я очень добрая,внутри!

Уменя очень кривые ноги,зато я вкусно готовлю .

2.Рефрейминг контекста.

Я испытываю раздражение ,когда сын задерживается со школы,но что может быть лучше прогулки на свежем воздухе после школы.

Я испытываю страх,когда смотрю с высоты.

Но что может быть лучше хорошего отдыха в горах. Где можно расслабиться ,отвлечься от всего.

Тогда можно и полюбоваться пейзажем с верху. Я уже не буду испытывать страха, потому что сама буду наслаждаться красивым пейзажем.

Вера:

Может быть ещё вот так

1. У меня кривые ноги

- зато очень выразительные глаза

-зато брызги с луж пролетают между

2. Я раздражаюсь, когда сын опаздывает со школы

- но таким образом он взрослеет и самоутверждается, а мне предоставляется дополнительное время для того, чтобы понять: почему я раздражаюсь;

- зато я успею приготовить вкусный ужин;

3. Я испытываю страх, когда смотрю с высоты

- зато какой адреналин! И не надо прыгать с парашютом.

- но именно там, закрыв глаза, можно почувствовать себя частичкой Вселенной, раствориться в ощущениях бескрайности и ощутить состояние полёта...

Ольга:

Привет всем одногрупникам и просто гостям!

Очень хочется присоединиться к Вашей беседе. Во-первых, постараюсь помочь Ирине переоценить сложные для нее ситуации:

1. У меня кривые ноги.

Зато у Вас есть более ценные качества - не бояться говорить о своих недостатках и непосредственность, что более важно в достижении жизненного успеха и личного счастья, нежели форма ног.

2. Я раздражаюсь, когда сын опаздывает со школы.

Это означает, что Вы очень любите и переживаете за своего сына и ждете от него такой же заботы, но вспомните себя в детстве (юности) и свои ощущения: легкость, беззаботность, радость, смех, море энергии, веселые игры… Это прекрасное физиологическое состояние, но при котором, к сожалению, не свойственно проникаться чувствами других, все приходит лишь на собственном опыте. И ребенок не торопится домой, полностью предаваясь своим природным ощущениям.

Так устроен наш мир. И раздражаться при этом - пустое занятие, лучше подумайте, как заинтересовать ребенка вовремя приходить домой.

3. Я испытываю страх, когда смотрю с высоты.

Зато в любом посещаемом Парке отдыха Вы будете экономить, как минимум, на одном аттракционе под названием "Чертово колесо".

Примеры и определение понятия взяты из рассылок Альберта Романова.


Оставить отзыв

Всего отзывов: 5 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом